Канистерапия (от лат. «canis» - собака) – терапия с использованием собак, самый востребованный вид анималотерапии из-за своей доступности.
Концепция терапии с участием животных – «пет-терапия» - была сформирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном в 1960-х годах, когда он обнаружил, что его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения. С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение на западе.
В 90-х годах в США министерством здравоохранения официально разрешено присутствие собак в клинике в качестве медперсонала. Многие лечебные учреждения имеют в своих штатах собак, которые получают зарплату и пользуются различными социальными привилегиями.
Присутствие животных помогает больным преодолеть страх перед операцией, больничное одиночество, снять эмоциональное напряжение. Благодаря собакам в настоящее время успешно лечат такие сложные заболевания, как ДЦП (детский церебральный паралич), аутизм (неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими), гиперактивность, сердечнососудистые заболевания, быстрее происходит реабилитация.
В чем же секрет такой терапии? Еще академик Павлов называл собаку «исключительным животным» и утверждал, что она «вывела человека в люди». Обладающие безошибочным чутьем, собаки улавливают малейшие изменения в настроении человека, отвечают на это быстро и эмоционально. Даже глубоко погруженный в себя малыш, страдающий аутизмом, не может не реагировать на бурную радость собаки при встрече или грусть и тоску при расставании. Рядом с собакой он начинает испытывать не только чувство собственной ценности, но и ответственность за близкое существо.
Дети ухаживают за собаками. При этом во время расчесывания шерсти происходит тренировка мелкой моторики. В процессе дрессировки собаки они учатся произносить слова, а главное - двигаются. Особенно актуально это для детей с ДЦП, которым необходимо развивать двигательные функции рук и ног. Такие упражнения лучше выполнять опосредованно, т.е. включая промежуточную мотивацию. Для этого ребенку предлагают совершать определенные движения с собакой.
Известны случаи, когда больной ребенок вставал с инвалидного кресла, превозмогая боль, ради прогулки с любимой собакой.
Надо отметить, что даже в инвалидном кресле можно участвовать с собакой в выставках и некоторых кинологических соревнованиях, не ощущая своих ограниченных возможностей.
Принцип лечебной кинологии основан на том, что занятия проходят в игровой форме и лечебный эффект достигается ненавязчиво.
В зависимости от диагноза инструкторы подбирают специальную систему упражнений. Детей с нарушениями слуха и речи учат произносить команды и другие слова, т.к. в присутствии собаки у них сильная мотивация. По словам детского педогога-психолога по работе с детьми-инвалидами М. Беркович даже у самых расторможенных детей повышается концентрация внимания, и они начинают наблюдать за действиями собаки.
Поскольку страх, как правило, распространяется на больших собак, для канистотерапии (лечебной кинологии) обычно используют маленьких собачек, обладающих идеальным характером и высоким интеллектом.
Таким строгим требованиям соответствует японский хин. Эта древняя порода изначально выводилась как компаньон человека. В Японии, стране восходящего солнца, хины находились в привилегированном положении и дарили свое общение императорам и аристократам. Особый породный признак хина – раскосый взгляд – результат длительной селекции. Считалось, что прямой взгляд в глаза может вызвать эмоциональное напряжение и даже агрессию, а своеобразный раскосый, рассеянный и как бы «изумленный» взгляд японского хина способствует расслаблению нервной системы человека и снятия стресса.
Маленький размер, целебное воздействие на психику человека, эстетическое совершенство, интеллект – все эти качества столетиями культивировались в породе «японский хин». Недаром у себя на родине, в Японии, хин является национальным достоянием, символом достатка и благополучия семьи где он проживает, и вывоз их за пределы государства запрещен.
Собак для канистерапии тщательно отбирают, тестируют и даже обучают. Занятия проводят психолог совместно с кинологом.
По данным исследований НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук занятия с собакой улучшают психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, у детей улучшается координация движений, уменьшается апатия, улучшается память, развиваются умственные способности. В психоневрологии уменьшается количество эпилептических припадков, неразговорчивые дети начинают больше говорить, а дети с пониженной (приобретенной или врожденной) эмоциональностью начинают проявлять способность активно реагировать на окружающий мир.
Канистерапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с детьми, страдающими олигофренией, синдромом Дауна, а так же в областях психиатрии. В апреле 2004г. В России вышло пособие «Лечебная психология». Список областей ее применения с каждым годом неуклонно растет.
Канистерапия положительно зарекомендовала себя в улучшении психологического самочувствия людей, находящихся в хосписах и психиатрических клиниках. В домашних условиях собака так же может стать не только другом, но и врачом.
В эпоху тотальной гиподинамии регулярные прогулки с питомцем снижают риск инфаркта, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорнодвигательного аппарата, а так же нормализуют обмен веществ, что так актуально при борьбе с избыточным весом.
Можно смело утверждать: собака – это живой элексир бодрости, долголетия и душевной гармонии.